Разное А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Others A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




Нерв (Р. Рождественский)


03.06.2013 | Добавил (а): Text | Автор-исполнитель: Памяти В. Высоцкого|




В. ВысоцкийДавно уже замечено, что когда умирает человек, то число его “посмертных друзей” сразу же начинает бешено расти, в несколько раз превышая количество друзей реальных, тех, которые были при жизни. И объяснить это явление, в общем-то, можно: ведь всегда находятся люди, жаждущие погреться в лучах чьей-нибудь славы хотя бы и посмертной. Тем более что обладатель этой славы уже не в силах никому возразить, не в силах что-либо опровергнуть. Поэтому и витийствуют в табачном дыму застолий новоявленные “близкие друзья” и “закадычные приятели”, поэтому они и “вспоминают”: “шли мы как-то с Владимиром Высоцким по басманной…” или: “забегаю это я однажды к Высоцкому, а он мне и говорит…”, или еще хлеще: “а с Володькой мы были водой не разольешь!…” я знаю, как много таких “вспоминателей” обявилось теперь у Высоцкого. Ну да бог с ними, пусть потешатся!.. Я не о них. Я о том, что у Высоцкого и его песен и в самом деле великое множество истинных, серьезных друзей! Тех самых друзей, ради которых он работал и для которых жил. Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть, так сказать, “свой собственный Высоцкий”, есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее. “свой Высоцкий” есть и у меня. Был такой вроде бы неплохой фильм “вертикаль”. Был и прошел. А песни, написанные Высоцким для этого фильма, остались. Были еще фильмы, были спектакли, которые “озвучивал” Высоцкий, и очень часто песни, созданные им, оказывались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля. Каждый раз у этих песен начиналась своя отдельная (и очень интересная!) Жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя экран или сцену. И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Владимиром Высоцким о войне… Почему все не так? Вроде все как всегда: то же небо, опять голубое, тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал, он всегда говорил про другое, он мне спать не давал, он с восходом вставал, а вчера не вернулся из боя. То, что пусто теперь, не про то разговор, вдруг заметил я: нас было двое… Для меня словно ветром задуло костер, когда он не вернулся из боя.

В. ВысоцкийНам и места в землянке хватало вполне, нам и время текло для обоих… Все теперь одному, только кажется мне, это я не вернулся из боя. На мой взгляд, песня “он не вернулся из боя” одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне, все-таки пишет о ней, более того не может не писать? А все дело в судьбе. В твоей личной судьбе, которая начинается вовсе не в момент рождения человека, а гораздо раньше. В личной человеческой судьбе, которая не бывает чем-то отдельным, обособленным от других людских судеб. Она, твоя судьба, часть общей, огромной судьбы твоего народа. И существуешь ты на земле, продолжая не только собственных родителей, но и многих других людей. Тех, которые жили до тебя. Тех, которые когда-то защитили твой первый вздох, первый крик, первый шаг по земле. Песни Высоцкого о войне это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и родину. Такие не подведут. Сегодня не слышно биенья сердец. Оно для аллей и беседок. Я падаю, грудью хватая свинец, подумать, успев напоследок: “на этот раз мне не вернуться. Я ухожу, придет другой. Мы не успели, не успели, не успели оглянуться, а сыновья, а сыновья уходят в бой”. Именно так и продолжается жизнь, продолжается общая судьба и общее дело людей. Именно так и переходят от родителей к детям самые значительные, самые высокие понятия. У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и более того никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, могли бы появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И поэтому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.

В. ВысоцкийОн торопился, примеряя на себя одежды, характеры и судьбы других людей смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные слушатели даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и восторгались. Путали и недоумевали. А Высоцкий вроде бы и не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжая сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные “песни-роли”. И в общем-то это уже были не роли, а, скорее, целые пьесы со своими неповторимыми характерами, не придуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом. Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось: еще секунда и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене… Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал. Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно: я поля влюбленным постелю, пусть поют во сне и наяву! Я дышу и, значит, я люблю! Я люблю и, значит, я живу! Высоцкий пробовал себя в различных интонациях, он искал для своих “пьес” все новые и новые краски, новые детали, и поэтому его песни имеют несколько авторских вариантов, изменений, сокращений. И в этом тоже он, Высоцкий, его натура, его неудовлетворенность собой, его способ творчества. Можно сказать, что дверь в его “творческую лабораторию” была постоянно распахнута. Он был весь на виду. Со всеми своими удачами и неудачами, находками и проколами, сомнениями и убежденностью. Он написал много песен. И, конечно, не все они ровные. Но это всегда неровность дороги, ведущей к постижению истины, к открытию людей и, значит, к открытию самого себя…

В. ВысотскийОн никогда не пел свои песни свысока, никогда не стоял над зрителями, над слушателями. И эстрада (впрочем, так же, как и сцена, и семочная площадка) была для него не пьедесталом, а местом, откуда его просто-напросто лучше видно и лучше слышно. А еще она была местом его работы. Работы с полной самоотдачей. Не износ. Всегда и во всем… Много раз я слышал, как его песни исполняли другие порою очень хорошие певцы. Не могу сказать, что эти певцы недостаточно старались. Нет, они вкладывали в каждую 2-3 песню все свое умение, весь свой темперамент и опыт! А песня все равно получалась какой-то другой, разученной, взятой напрокат. Она будто одежда с чужого плеча то морщила на спине, то жала в груди, а то вообще расползалась по швам. И дело тут даже не в своеобразной исполнительской манере Высоцкого. Ведь, в конце концов, любую манеру можно скопировать. Манеру можно, а душу нельзя… Он был невероятно популярен. Достать билет не его выступление было намного труднее, чем “пробиться” летом в сочинскую или ялтинскую гостиницу. Но если для нормальных людей Владимир Высоцкий был своим, был близким, необходимым и любимым актером, то для мещанствующих снобов он, прежде всего, был “модным”. Я ненавижу публику так называемых “престижных” премьер. Не всю, конечно, публику, а ее самодовольную (кстати, не такую уж и малочисленную) снобистскую часть. Ненавижу типов, которые появляются на премьерах вовсе не потому, что в каждом первом спектакле (или концерте) есть, как в рождении ребенка, какая-то щемящая торжественность, соединение боли и радости, достигнутого и недостижимого. Нет, быть на премьере для снобов не самое главное, для них главное п о п а с т ь туда! Попасть, чего бы это ни стоило, “отметиться”, хотя бы только для того, чтобы после обзвонить “не попавших”: “как, вы не были?! Ну-у, много потеряли!.. Там была такая-то с таким-то… И этот был… И та… Нет, честное слово, жалко, что вас не было! Мы, например, всегда ходим…” именно такие мещанствующие снобы распускали о Высоцком нелепые, почти фантастические сплетни и слухи, и в то же самое время заискивали и лебезили перед ним. О, как им хотелось, чтобы он Высоцкий стал бы и для них “своим в доску”, “рубахой-парнем”, закадычным “дружком-приятелем”! А он ненавидел мещан. И снобов презирал. Любых. Недаром есть у него горькая и злая песня, которая заканчивается такими словами: не надо подходить к чужим столам и отзываться, если окликают. Однако когда Владимира Высоцкого окликали не снобы, а люди просто люди, он поворачивался к ним охотно, поворачивался всем корпусом и отзывался всем сердцем! Вспомните, к примеру, его “сказочные песни”. Те самые, которые он писал для “Алисы в стране чудес”, для кинофильма “Иван да Марья” и просто так для себя. Дети, общаясь со взрослыми, моментально распознают, кто из взрослых с ними на равных, а кто только “прикидывается” ребенком. Так вот, сочиняя свои “детские сказочные песни”, Владимир Высоцкий ребенком никогда не прикидывался. Он просто был им. За хриплым напряженным голосом и жесткой манерой пения до поры до времени скрывалась восторженная и добрая ребячья душа, прятался человек, гораздый В. Высоцкийна выдумку и озорство, умеющий верить в чудо и создавать его… Догонит ли в воздухе, или шалишь, летучая кошка летучую мышь? Собака летучая кошку летучую?.. Эти “вечные вопросы” детства задает себе Алиса, и слезы ее текут конечно же в “слезовитый океан”… А вот как трогательно и вместе с тем категорично звучит серенада влюбленного соловья-разбойника из другой более взрослой сказки: выходи, я тебе посвищу серенаду, кто тебе серенаду еще посвистит? Сутки кряду могу, до упаду, если муза меня посетит. Я пока еще только шутю и шалю, я пока на себя не похож, я обиду стерплю, но когда я вспылю, я дворец подпалю, подпилю, развалю, если ты на балкон не придешь… Ну, кто, по-вашему, сможет устоять перед такими доводами влюбленного? Да никто на свете!.. В одной из “сказочных песен” Высоцкий задает вопрос, удивительный по своей “детскости” и мудрости: …что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали?.. А действительно что? Могу сказать: когда я впервые услышал эти песни, у меня долго не проходило какое-то особое ощущение свежести, улыбки, доброты. И я еще больше поверил в истину: даже тогда, когда в начале сказки все “страшно, аж жуть!”, в конце ее все страхи обязательно исчезают, там непременно светит солнце и торжествует добро! Так что, после того как сказку рассказали, остается многое. В том числе и чисто профессиональное уважение к Высоцкому. Ведь по этим стихам видно, как радостно он работал над ними, буквально “купаясь” в теме! Я даже вижу, как он улыбался, записывая лихие, частушечные, виртуозно сделанные строки: много тыщ имеет кто тратьте тыщи те. Даже то, не знаю что, здесь отыщете… 2-5 так поют скоморохи на сказочной ярмарке. А вот как начинается песня царских глашатаев: если кровь у кого горяча саблей бей, пикой лихо коли.

 

vysocky11Царь дарует вам шубу с плеча из естественной выхухоли… Такого раскованного и одновременно точного обращения со словом, непринужденного Владения разговорными интонациями в стихах добиться очень трудно. А Высоцкий добивался. Но он умел быть не только добрым. И не только покладистым. Когда некоторые “весьма специфические” зарубежные доброхоты пробовали его “на излом”, то Высоцкий, оставаясь самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою в обиду он не давал никому. Помню, как в октябре 1977 года группа советских поэтов приехала в париж для участия в большом вечере поэзии. Компания подобралась достаточно солидная: К.Симонов, Е.Евтушенко, О.Сулейменов, Б.Окуджава, В.Коротич, М.Сергеев, Р.Давоян. Был в нашей группе и Владимир Высоцкий. Устроители вечера явно сэкономили на рекламе. Точнее, она отсутствовала напрочь! И конечно же нам говорили: “стихи?! В париже?! Абсурд!.. Вот увидите, никто не придет!..” мы увидели. Пришли две с половиной тысячи человек. Высоцкий выступил последним. Но это его выступление нельзя было назвать точкой в конце долгого и явно удавшегося вечера. Потому что это была никакая не точка, а яростный и мощный восклицательный знак!.. Так кем же он все-таки был Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается… Высоцкий продолжает свою жизнь. Его сегодня можно услышать в городских многоэтажках и сельских клубах, на огромных стройках и на маленьких полярных станциях, в рабочих общежитиях и в геологических партиях. Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось: если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так. Если сразу не разберешь, плох он или хорош. Парня в горы тяни, рискни. Не бросай одного его. Пусть он в связке одной с тобой. Там поймешь, кто такой… 2-6 эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В.Коваленка и А.Иванченкова. И надо сказать, что здесь все было на высоте и песня, и исполнение!.. Лучшие песни Владимира Высоцкого для жизни. Они друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память… Когда-то он написал: …но кажется мне, не уйдем мы с гитарой на заслуженный, но нежеланный покой… Правильно написал!

Facebook комментарии
(Прочитано 120 раз, 1 просмотров сегодня)
Поделиться текстом песни:







Text
Автор:

Тексты песен, минусовки и ноты!  Постоянное обновление каталога старыми и новыми текстами песен, а также авторских произведений. Приглашаю всех желающих отметить себя на нашем сайте своими композициями, произведениями, текстами, а также Ваш оригинальный профиль и ссылки на аудио-видео с описанием творческих достижений и стремлений (регистрация здесь)...

Количество тем, опубликованных автором: 31448.

Добавить комментарий


Это не спам.

Еще тексты исполнителя "Памяти В. Высоцкого"


© 2020

Все опубликованные тексты предназначены исключительно для ознакомления и являются собственностью их авторов.